Отдел по делам молодежи Екатеринбургской митрополии |
Наша встреча состоялась на студенческой секции первых Петровских образовательных чтений в стенах Магнитогорского епархиального управления. Специально из Екатеринбурга, для того чтобы поделиться своим успешным опытом по церковной работе с молодежью на конференцию приехал руководитель молодежного отдела Екатеринбургской епархии протоиерей Александр Сандырев.
– Отец Александр, Вы работаете с молодежью уже много лет. Скажите, что же такое «молодость» – временной промежуток жизни человека или все-таки состояние души?
– Я определяю ее, как состояние даже не души, а духа человека. А еще, как состояние выбора. С одной стороны, молодость дает человеку много предвкушений, надежд, чувств… а с другой стороны, молодость-это жесткое и короткое время для самоопределения человека, время выбора молодым человеком своих жизненных путей. Если в этот период человек пропустит свой выбор или выберет не тот путь, то потом он может всю жизнь сожалеть, каяться и переживать. Поэтому, к молодости необходимо относиться наиболее серьезно и ответственно.
– Скажите, а с какими проблемами чаще всего обращаются к Вам молодые люди?
– Молодежь, которая окружает меня, находится в поиске смысла жизни. Часто молодые люди обращаются с проблемой выбора спутника или спутницы жизни, обращаются, когда не знают, как найти себе пару и как создать семейное счастье. Как ни странно, но все эти проблемы также связаны с вопросом о смысле жизни. Благодаря этим проблемам человек начинает рассуждать, пристально смотреть на свой жизненный путь и, такое рациональное отношение к этим важным вопросам, зачастую приводит нецерковного человека в Церковь.
В свое время, когда был молодым, я тоже решал: кем быть, в какую сторону идти, как строить свою жизнь, как выбрать религию, веру и как со всем этим жить. Это очень был трудный период. И мы сегодня работаем для того, чтобы помочь молодежи не допустить непоправимых ошибок и сделать правильный выбор.
– Расскажите, пожалуйста, а что именно для этого делается?
– Наша задача насытить молодежную культурную среду здоровыми духовно-нравственными ориентирами. Для этого мы проводим интеллектуальные игры и диспуты в вузах, краеведческие и поисковые экспедиции, сплавы, ведем социальные проекты, конференции, исторические и тематические балы для православной и светской молодежи. Благодаря этой работе выявляются инициативные молодые люди, которым не нужно объяснять, как и что делать. Скажу больше, сейчас появляется уже другая цель – объединить всю эту самостоятельную молодежь, потому что разобщенность лишает многих преимуществ.
Пожалуй, последняя наша идея – это целенаправленное обучение воцерковленных молодых людей. В скором времени мы откроем курсы, которые позволят подготовить профессиональных помощников благочинных. Для этого обучения мы будем привлекать преподавателей юридической, экономической, социологической, психологической, культурологической направленностей, и, конечно же, богословского знания и основ катехизаторской деятельности. Мы надеемся, что эти курсы разовьются в хорошую школу православного актива.
– Батюшка, я хотела поговорить с вами о поведении молодежи. Недавно в общественном транспорте я столкнулась с юношами, которые во всеуслышание говорили о сексуальной стороне своей личной жизни, это звучало грубо, пошло и агрессивно. Скажите, чья вина кроется за таким воспитанием и есть ли шанс на исправление?
– Скорее всего, за этим кроется целый комплекс причинно-следственных связей. Например, семья – это созданное Богом объединение людей для создания счастья, а её сегодня называют словом «институт». Такое отношение лишает человека любви, которая все покрывает, всему верит. Отсюда произрастают в детях обида, недоверие, цинизм, рождаются агрессия и пошлость. В школах же давно не занимаются воспитанием детей, осталась лишь системная подготовка к сдаче ЕГЭ. В Церкви, надо признать, наша миссия воспитания сейчас тоже очень узкая и мы пока даже не знаем, как выйти на широкую ногу выполнения этой задачи. Но мне хочется сказать этим молодым людям, что все зависит от них самих. Если даже разбойник смог покаяться на кресте, найти в себе любовь, преодолеть агрессию, недоверие и спастись, то, конечно же, есть множество шансов для исправления. Нам же, православным, надо объединяться, только так мы будем способны преодолеть подобные негативные тенденции в обществе.
– Батюшка, православные молодые люди в меньшинстве, нас окружают ровесники, которым в лучшем случае нет дела до Церкви, скажите, какую форму поведения следует выбрать, чтобы не навредить себе духовно в таком общении и, в тоже время, не выглядеть «белыми воронами»?
– «Белой вороной» оказаться не страшно, ведь если человек боится этого, то какой же он православный? Другой момент, когда человек наоборот выставляет свою веру напоказ, неся её как флаг и, образно говоря, готов каждого стукнуть по голове этим флагом. Между двумя этими крайностями и нужно выбирать свои формы поведения. Проще говоря, надо учиться понимать других людей, видеть их сердце, стремление к добру, к свету и правде. Также, православный молодой человек должен учиться не только богословию, но и мировой художественной культуре в целом, чтобы понимать, что волнует близких ему людей. Простой пример – моя молодость являлась временем рок-культуры. Придя к вере, первым делом я отсек её от себя, и да, я стал «белой вороной» среди своих сокурсников в университете. Я не боялся этого, но в какой-то момент понял, что если все отвергну, то навсегда потеряю своих друзей. Именно поэтому я остановился и стал вдумчиво наблюдать, а потом рассуждать с друзьями о смыслах, заложенных в их текстах. В любом подлинном творчестве всегда дышит Бог. Наши беседы привели к тому, что мы обнаружили много смысла и даже Богоискательства в этом творчестве. Подобным образом и надо строить свой диалог со всеми кто нас окружает.
– Благодарю, отец Александр. В завершении нашей беседы, я хотела бы попросить Вас дать полезные наставления молодому поколению.
– Во-первых, никогда не останавливаться в поиске. Даже, если тебе кажется, что ты раскрыл истину, продолжай искать. Смысл жизни нуждается в уточнениях, как алмаз в шлифовании. Пока алмаз не отшлифован, он не будет светить, также и наш смысл жизни. Во-вторых, внимательно относится к тому, что и кого встречаешь на своем пути. Важно обращать внимание даже на мимолетные встречи, ценить каждый момент общения. В-третьих, помнить историю и свои корни. Попытаться понять, как жили твои отцы, постараться смирится и может быть, даже принизить себя в собственных глазах, произнося: «Мой отец знает больше меня, поучусь у него». Это очень ценно и важно, поверьте.
Записала Александра Петрова.