Августовское паломничество по святыням Франции. Текст интервью радиостанции Радонеж.
26.06.2005
Немного об организации «Общее Дело» и ее проектах
Созданная в мае 2002 года выпускниками столичных богословских ВУЗов Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее Дело» ныне является активным организатором различных детских и молодежных мероприятий. «Общее Дело» тесно сотрудничает с Русской Православной Церковью, органами государственной власти Российской Федерацией, органами исполнительной власти г. Москвы, отраслевыми комитетами г. Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи, Департаментом образования г. Москвы, общественными организациями, в том числе международными, а также пользуется постоянной поддержкой администрации Дворца Творчества детей и молодежи «Перово».
|
Среди мероприятий, которые уже были реализованы «Общим Делом», стоит отметить ежегодный Международный молодежный сбор в Крыму, ежегодные международные лагеря во Франции, прошедшие по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Стал уже традиционным ежегодный молодежный лагерь труда и отдыха, организуемый с 2002 года в поселке Богучарово Тульской области, посвященный памяти известного русского философа и богослова А.С. Хомякова.
Летом 2003 года в связи с общегосударственным празднованием 100-летия со дня прославления преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, на заседании государственной комиссии по организации празднования 100-летия со дня прославления этого великого святого организация «Общее Дело» выступила с инициативой проведения Международных Дней Молодежи в Дивеево и в последствии организовала и провела такое мероприятие при поддержке Правительства Москвы.
Регулярно в дни школьных каникул “Общее Дело” проводит военно-патриотический лагерь “Ратная застава” в Подмосковье и оздоровительные лагеря в России и Крыму. В детских и молодежных проектах организации с 2002 года приняли участие более 2000 человек.
Ниже речь пойдет об одном из проектов «Общего Дела» - паломничестве к святыням Франции. Еще в самом начале существования организации у активной участницы первых проектов «Общего Дела», православной новообращенной француженки Клер Жуньеви, зародилась увлекательная идея познакомить русских людей со святыми и святынями ее Родины, которые дороги не только католикам, но и православным верующим. Оказывается, во Франции есть немало таких святынь. Эта идея положила начало автобусным паломническим поездкам во Францию. Две поездки под названиями «Путями Галльской Церкви» и «Дорогой кельтских отцов» уже были осуществлены в 2002 и 2003 годах. В августе этого, 2005, года организовывается очередная поездка под названием «К истокам христианства во Франции».
В предлагаемом материале непосредственные участники поездок хотят поделиться с вами тем, что они узнали о Православии во Франции и пригласить всех желающих в очередное паломничество.
Фрагменты интервью Сергея Герасимова с о.Дмитрием Румянцевым и Максимом Сергеевичем Массалитиным, студентом Сретенской Духовной семинарии, прозвучавшего на радио «Радонеж» 6 мая 2005 года.
Отец Дмитрий Румянцев и Максим Массалитин являются представителями Межрегиональной молодежной организации «Общее Дело». Сергей Герасимов:
О. Дмитрий и Максим Сергеевич занимаются поездками по зарубежью, в частности во Францию. В августе 2002 по благословению митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, такое паломническое путешествие состоялось впервые, и тогда группа выехала во Францию, в Бретань, по местам, где просияли своими подвигами святые древней неразделенной Церкви. Путешествие стало настоящим открытием как для его участников, так и для христиан Бретани, как православных, так и католиков. А в этом, 2005 году в августе уже в третий раз опять организовывается молодежная группа, которая выезжает во Францию. И сейчас я предоставляю слово нашим гостям:
Максим Массалитин:
Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Я хотел бы начать с того, что организация «Общее дело» занимается не столько организацией паломничеств, сколько вообще молодежными программами, в частности и некоторыми паломничествами как по России, так и за рубеж. Я и отец Дмитрий являлись участниками паломничества во Францию в 2002 и 2003 годах. В 2002 году состоялось паломничество к святыням древней Кельтской церкви в Бретани. В 2003 состоялось паломничество по святыням южной части Франции, древней Галлии. И в этом году мы собираемся поехать в северо-западную часть Франции для того, чтобы почтить память древних святых неразделенной Церкви.
|
В 2002 году наше паломничество было организовано впервые и программа была написана православной новообращенной француженкой Клер Жуньеви. Клер Жуньеви является супругой православного священника отца Арсения, который проходит служение в Венской и Австрийской епархии Русской Православной Церкви под управлением епископа Иллариона Алфеева. Клер Жуньеви составляла программу, считая, что древние святые Бретани близки одновременно не только католикам, но и нам, поскольку святые Бретани это также святые неразделенной Православной Церкви первых веков христианства. Модель паломничества была взята по образу восстановленного в двадцатом веке паломничества, которое называется «Круг Бретани». Это паломничество охватывает 7 древних епархий этого полуострова, которые возглавлялись семью святыми, места памяти которых мы и посетили в 2002 г. К этим святым относятся св. Самсон Дольский, св. Патерн Ванский, преп. Гильда Премудрый, свят. Корентин Кемперский, преп. Генолье, свят. Бриёк, свят. Поль, свят. Тугдул и свят. Мало.
И у их мощей мы совершали молебны, литургии в сослужении местных клириков Православной Церкви.
Сергей Герасимов:
Вы приводите очень интересные факты. Неужели во Франции сейчас сохранились общины православных верующих, ведь Франция как-то ассоциируется с исконно католической страной? А в последнее, так называемое, новое время, это такая либеральная держава, где Церковь, даже Католическая церковь, находится в загоне, на втором плане. Расскажите побольше о самих верующих Франции. Даже было бы интересно услышать и о католиках.
Максим Массалитин:
Само понятие «Православие» для Франции не чуждое, не чужеродное понятие. Дело в том, что история христианской Церкви во Франции это история Православия, которое существовало первые века после проповеди христианства в Галлии. Начиная со II века в Галлии появляются не только отдельные приходы и общины христиан, но также и первые епархии. С этого времени, со II века, и начинается история Православной Церкви во Франции. Нынешняя история православной Франции восходит в основном к эмигрантскому заселению Франции русскими, сербами, греками, которые появились там с конца XIX века. Но массовая миграция во Францию началась в основном в начале XX века после революции в России и после изгнания греков из Малой Азии. Как вы знаете, это произошло в 1918-20-хх годах. В это время во Франции возникает несколько общин православной эмиграции в основном в районе Парижа, и в особенности на юге, где издревле существовало греческое присутствие. Можно сказать, что Марсель собственно был основан греками. Марсель был греческой колонией, начиная с VI века до н.э. Поэтому эти места в принципе для греков исторические, греческие места. Итак, история православной Франции - это история первого тысячелетия неразделенной Церкви и история XX века.
На данный момент, мы видим, во Франции существует несколько десятков православных приходов и по статистике около 200.000 православны верующих. Кроме того, надо заметить, что католической на данный момент Франция является весьма относительно. По статистике, которую не скрывают и сами католики, в течение последних 30 лет закрылся каждый второй приход Католической церкви во Франции.
Католики весьма охотно приветствуют появление православных во Франции и считают их присутствие необходимым элементом проповеди христианства перед лицом наступающего атеизма и секуляризации в их стране.
Сергей Герасимов:
Спасибо Максим. Сейчас я хочу предоставить слово о. Дмитрию. Вы все-таки являетесь как-бы духовным окормителем этих поездок. Пожалуйста, батюшка, Ваш пастырский взгляд на эти паломничества.
Отец Дмитрий:
Спасибо за вопрос. Я бы хотел поприветствовать наших радиослушателей древним христианским приветствием, которым все христиане сегодня приветствуют друг друга: Христос Воскресе! Действительно мне посчастливилось в 2002 году совершить паломничество вместе с группой молодых людей по святыням Франции, тем святыням, которые как правильно и очень замечательно сказал Максим, являются одинаково дорогими как для западных, так и доля восточных христиан, так как являются свидетельством о неразделенной Церкви. Я не хотел бы употреблять такие слова как духовный наставник, как духовник, как руководитель поездки. С самого начала нашего паломничества передо мной стояла одна задача. Сейчас я хотел бы объяснить ее смысл.
|
Дело в том, что в этой поездке было достаточно много молодых людей, юношей, девушек. И они были неоднородны в своем религиозном восприятии жизни. Кто-то был человеком уже воцерковленным, некоторые получили богословское образование. А были те, кто недавно пришел в Церковь, те, кого принято называть неофитами.
Моей первой задачей было помочь их общению между собой. Чтобы, воспринимая то, что они видели, то, что они слышали, то, что они узнают, то, перед чем они преклоняются, во взаимном общении наполняло бы их и давало импульс для дальнейшего духовного развития. И в какой-то степени это произошло, потому что во взаимном общении перед лицом тех святынь, которые мы посещали, действительно происходило это взаимонаполнение духовным содержанием. Для меня было очень важно, что одним из первых мест, которое мы посетили, был очень небольшой приход в сельской местности, где хранятся мощи, дорогие для каждого христианина, а именно мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Получился как-то организационно очень трогательный момент. Когда мы приехали к этому храму, священник, настоятель этого католического храма, к сожалению, не смог нас встретить. Он уехал по каким-то своим делам. И он просто оставил открытым храм, зажег свечи, лампады. И мы зашли в совершенно пустой храм, отслужили молебен. И вот эта открытость, доверие со стороны тех, кто нас принимал, были неким камертоном дальнейшей нашей поездки.
Во время нашего паломничества мы несколько раз вместе совершали Божественную Литургию, которую я служил в сослужении местных православных священников, которые нам любезно предоставляли и богослужебные сосуды, и антиминс, и все необходимое для богослужения. У нас организовался очень, я считаю, хороший хор, который исполнял песнопения во время богослужений. А мой собеседник Максим, когда было очень-очень нужно, просидел всю ночь за компьютером в Интернете для того, чтобы найти ноты, чтобы хор прекрасно исполнил свои песнопения.
Поездка происходила в одном автобусе, в котором все находились вместе. А такая поездка выявляет характер каждого человека, она выявляет удачу или неудачу данного мероприятия. Так вот, могу вам сказать, по итогам, которые я подвел лично для себя как священник этой поездки, она удалась. Удалась в том смысле, что каждый в той или иной степени получил духовную пользу от этого паломничества.
Сергей Герасимов:
А теперь, может быть, поподробнее поговорим о том, сколько человек входит в паломническую группу и как собственно устроена сама эта поездка, какие святыни вы посещаете, то есть, если так можно выразиться, о технической части паломничества.
Максим Массалитин:
Во-первых, я хотел бы поправить самого себя. Я сказал, что во Франции насчитывается несколько десятков православных приходов. На самом деле, я сейчас покопался в своей памяти и вспоминаю, что их 150 как минимум. И среди них немало монастырей – около десятка. Причем среди монастырей четыре афонских подворья на данный момент.
Сергей Герасимов:
Наверное, монастыри в основном греческие, да?
Максим Массалитин:
Не совсем. Первые монастыри были основаны как раз русскими. И несмотря на то, что у Московского Патриархата небольшое количество приходов во Франции – около 15 - среди них 3 монастыря. В то время как у Русского Экзархата Константинопольского Патриархата при большом количестве приходов – около полусотни - всего один монастырь. Большое количество монастырей находятся в Румынском Патриархате. Сейчас в Сербском Патриархате появляются новые монастыри. И естественно, доминирующую роль играют во Франции все же афонские подворья, основанные французами, принявшими в свое время Православие на Афоне и вернувшимися во Францию. Как в свое время преп. Антоний Киевопечерский пришел с Афона и основал в Киеве монастырь, также и они вернулись во Францию и основали уже четыре подворья афонского монастыря Симонопетра.
Теперь по поводу исторической и технической части. Я уже говорил, что просвещение древней Галлии как провинции и части Римской империи началось практически сразу после проповеди христианства в Италии, в западной части Римской империи. Но первые письменные свидетельства о проповеди в Галлии относятся все же не к I веку, а ко II. Хотя традиционно относят проповедь и к I веку.
Но все же обратимся к письменным свидетельствам. Первое письменное свидетельство о христианских общинах, существовавших на территории Галлии, относятся к 177 году. К этому году относятся страдания 43 мучеников в г. Лион.
Лион на данный момент это один из трех мегаполисов Франции с населением больше 1 млн. жителей. Так вот Лион в древнее время был одним из центров Галлии, провинции Римской империи. И естественно, что в этом римском центре Галлии возникает епархия, одна из первых епархий Древней Галлии.
В 177 г. в Лионе пострадали 43 мученика. Среди них был и епископ г. Лион Потин, или Пофин, Лионский. Среди мучеников наиболее почитаемой является св. мученица Милондина, очень почитаемая не только католиками Франции, но и православными приходами по всей стране. Ее фрески можно встретить в православных храмах Франции.
Собственно письменные свидетельства относятся к письму свят. Иринея Лионского, который описывает события мученичества 43 мучеников и отсылает это письмо Церкви в Малой Азии. Он очень подробно описывает страдания 43 мучеников, до конца пронесших имя христианское в страданиях на аренах Лионского амфитеатра. И вот это письмо является первым письменным свидетельством о христианских общинах во Франции.
Собственно наименование «Франция» возникает только с V-VI веков, когда Галлия подвергается нашествию германских племен, наиболее сильным среди которых оказывается племя франков. Франки завоевывают Францию с конца V века, и уже к середине VI века бывшая римская провинция Галлия оказывается практически полностью завоеванной франками и возникает французское королевство, первым королем которого стал Хлодвиг. Вот собственно с этого начинается история христианской Франции, то есть с начала VI века. Но еще до этого христианство было проповедано практически во всех уголках Франции, начиная с юга и кончая самой западной провинцией Франции – Бретанью, которую мы посетили в 2002 году.
В 2003 году мы посетили юг Франции, с которого началась проповедь христианства в Галлии. Давайте все же начнем с нашей поездки по самой западной части Франции, Бретани. Проповедь христианства в Бретани относится к V-VII векам. Именно в это время, под нашествием языческих саксов на Британские острова массовым бегством с островов спасаются первые христиане этих некогда римских провинций. Они переправляются через Ламанш на западное побережье Франции, на полуостров Арморика, со временем принявший название Бретань по одноименному народу, который населил этот полуостров, то есть по имени бриттов, эмигрировавших с Британских островов и заселивших Арморику.
Бритты уже в большинстве своем были к тому времени христианами. И вот бриттонские монахи основывают первые монастыри. Потом вокруг этих монастырей основываются первые епархии Бретани. Это V-VI века.
Эти основатели первых монастырей и епархий являются наиболее почитаемыми святыми в Бретани и по сей день. Собственно к их мощам мы и поехали с нашей первой поездкой в 2002 году.
В первую поездку отправилось 30 человек из России. Это в основном молодежь из Москвы, а также из других городов России: из Воронежа, из Ростова-на–Дону были ребята, из Подмосковья. Я вот из Киева. Также участвовало два француза, американская монахиня, редактор известного американского журнала «Road to Emmaus» («Дорога в Эммаус»), которая живет в Москве и является прихожанкой храма Всех Святых в Красном Селе, и отец Дмитрий, который старался руководить нашей духовной жизнью и совершал богослужения.
Сергей Герасимов:
Максим, скажите, а сама поездка как осуществляется: вы едете поездом или, может, летите на самолете и сразу оказываетесь во Франции или выезжаете на автобусе прямо из Москвы?
Максим Массалитин:
Наши обе поездки были осуществлены как автобусные паломничества. Мы выехали прямо из Москвы. И проехав через Польшу и Германию, мы приехали во Францию. Причем в первую поездку, как сказал отец Дмитрий, мы приехали во Францию через Страсбург. Неподалеку, в 20 км от Страсбурга, с VIII-го века хранятся мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Собственно с посещения их мощей началось наше паломничество, и после молебна у мощей мы направились через всю Францию на Запад, в Бретань.
В Бретань мы приехали поздно ночью, где остановились в приюте для сирот. На следующее утро нас встретили священники местных православных приходов. Это были отец Жан Ребертье из прихода Русского Экзархата Константинопольского Патриархата, из этой же юрисдикции нас встретил отец Максим, и из Румынского Патриархата отец Филипп. Вместе с ними мы совершили напутственный молебен перед началом паломничества по древним святыням Бретани и после этого молебна мы отправились собственно к святыням.
Отец Дмитрий:
В конце нашего паломничества мы посетили столицу Франции – Париж. Удивительный город, как с религиозной, так и с мирской точки зрения. Но самым главным для участников нашей поездки было участие в богослужении на Трехсвятительском подворье Русской Православной Церкви. Литургию совершал предстоятель Корсунской Епархии Русской Православной Церкви в Западной Европе архиепископ Корсунский Иннокентий, с которым мне посчастливилось сослужить, и все участники нашей поездки молились, исповедовались и причащались. Мы услышали от Владыки назидательное слово, участвовали в трапезе вместе с ним, и это было очень логическим, и, я бы сказал, в духовном смысле удивительным завершением нашего паломничества, потому что при всех тех удивительных святынях, которые мы посетили, увидеть живую, наполненную деятельность православных людей зарубежья является для русского человека чем-то очень важным.
Максим Массалитин:
Поездка на автобусе, разумеется, имеет свою специфику. Переезд довольно долгий. Два дня в дороге. Хотя европейские дороги весьма хороши и отличаются от наших, однако иногда хочется остановиться и отдохнуть. По правилам, которые существуют в Европейском Союзе, водитель после 8 часов управления автобусом должен сделать остановку на следующие 8 часов. Поскольку у нас было два водителя, мы ехали 16 часов и останавливались на последующие 8 часов. И таким образом, приятным сюрпризом для молодых паломников явилась остановка в Берлине. Мы остановились именно в этом древнем городе, и молодые люди смогли посмотреть достопримечательности Берлина в течение 8 часов остановки.
На обратной дороге мы таким же самым образом останавливались в первой поездке в Лейпциге, и во второй поездке мы останавливались в Дрездене.
Но, на мой взгляд, все же самой примечательной из всех остановок по пути во Францию или из нее, была для нас остановка в 2003 году на Успение в польском православном монастыре на святой горе Грабарка. Мы были на праздничном богослужении и могли исповедаться, причаститься на пути домой в Россию.
Таким образом, поскольку поездки всегда попадают на время Успенского поста, мы можем предоставить молодым людям возможность помолиться за всеми основными праздниками этого поста. И на Преображение, и на Успение мы всегда попадаем или совершаем Божественные Литургии в этом паломничестве.
Отец Дмитрий:
Как вы понимаете, дорогие радиослушатели, организация такой поездки, такого паломничества дело технически очень непростое. Поэтому, чтобы она была подготовлена наиболее удачно, мы начинаем готовиться заранее. Количество участников исходит из возможностей транспорта. Поскольку один автобус может вместить 40-45 человек, то таким количеством и ограничивается наша группа. Поэтому желательно, чтобы те, кто выразит пожелание участвовать в этой поездке, подавали бы свои предложения заранее, а именно - крайний срок до 15 июля. Для того, чтобы совершить это паломничество, необходимы загранпаспорт и справка с места учебы или работы. Наверное, приятным для многих радиослушателей будет известие о том, что посольство Франции оформляет визы для молодых людей до 25 лет бесплатно.
Сразу хочу сказать, что, может быть, иногда придется ночевать в несколько полупоходных условиях. Они будут по возможности комфортабельными, но не всегда это будет даже гостиница, а это могут быть, как в прошлой поездке, и монастырь, это могут быть и палатки, это может быть и приют, поэтому желательно взять с собой хотя бы спальные мешки.
Сергей Герасимов:
Спасибо, батюшка. И все же, в заключение нашей беседы я бы хотел, чтобы Максим рассказал об исторической части ваших паломничеств, связанных с югом Франции. Вы очень интересно рассказали о западе Франции, о Бретани. А расскажите, пожалуйста, о Марселе и южных областях, которые вы посещали.
Максим Массалитин:
Наше паломничество по южной части Франции проходило через города, связанные как с древним христианством во Франции, так и с современным Православием на этой земле. Началась поездка с города Ницца, где расположено несколько русских соборов. Мы смогли помолиться в этих русских церквях, построенных еще до революции. Затем мы были на Леринских островах, где как я уже упоминал, был основан Леринский монастырь.
После этого, проехав через города Фрежюс и Сан-Рафаэль, мы посетили очень важные места, связанные с древней западной традицией почитания жен-мироносиц. Древняя провансальская традиция почитает святых жен-мироносиц в лице св. Марии Магдалины, Марии Клеоповой и Марфы, которые, по древнему преданию, проповедовали христианство на земле Древней Галлии уже в I веке.
Эта традиция не совпадает с восточной, однако на протяжении многих веков христиане Галлии почитали этих святых, и нам казалось важным посетить места, на которых выросли громадные базилики, монастыри, и где почитание этих святых простирается вплоть до XX века. Таким образом, мы посетили Сан-Максимин и Ля-сан-Бом, Сан-Мари де-ля-Мер, посетили, как я уже говорил, Марсель, также древний город Арелат. Сейчас он называется Арлем, где находилась одна из первых кафедр древней Галлии.
|
Очень важной страницей нашего южного паломничества явилось посещение двух православных монастырей, двух афонских подворий – женского и мужского монастырей, настоятелем которых является отец Плакида д’Эссей, современный патролог и богослов во Франции. На данный момент издательство Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета готовит к изданию первый серьезный перевод его трудов под названием «Добротолюбие и православная духовность», который должен выйти в этом году. Отец Плакида д’Эссей, будучи католическим монахом с 15 лет, принял Православие на святой горе Афон в 70-хх годах вместе с еще одним своим сподвижником по католическому монастырю…
Поскольку сейчас мы ограничены временем, я вкратце расскажу о предстоящей поездке. Она должна пройти через французские города Амьен, где находится с XIII века глава Иоанна Предтечи, через два православных монастыря - Леснинский и Преподобного Силуана, через города Пуатье и Тур, связанные с памятью свят. Мартина Турского и его учителя, известного православного богослова, Илария Пиктавийского, через аббатство св. Венедикта, в котором находятся его мощи, и конечно же через Париж с его величайшей святыней – Терновым венцом Спасителя, а также мощами преп. Геновефы, покровительницы Парижа, свят. Дионисия и мучеников Рустика и Елевферия , первых христиан Парижа. И наше паломничество должно закончиться в городе Реймс, где по древней традиции короновали всех королей Франции, начиная с первого христианского короля Франции Хлодвига.
Я надеюсь, что мы еще встретимся в студии, чтобы подробнее освятить историю святынь неразделенной Церкви во Франции, и я смогу подробнее рассказать о них нашим радиослушателям.
Сергей Герасимов:
Большое спасибо, Максим Сергеевич, и Вас я жду в ближайшее время вновь в гости на нашей радиостанции.
Интервью в формате Ogg:
http://la-france-orthodoxe.net/ru/palom/od_2005 Более подробно узнать о предстоящей поездке можно на следующих сайтах:
/http://la-france-orthodoxe.net/ru/ На этих сайтах Вы можете прочитать рассказ паломника о первой поездке в 2002 году, посмотреть фотографии, узнать подробную программу предстоящей поездки с описаниями мест и святынь, которые планируется посетить, а также ознакомиться со списком вещей, который рекомендуется взять с собой в дорогу.
Стоимость поездки: 650 евро (включая все).
Желающие принять участие в поездке могут звонить по телефонам: +7 095 445 6758 (дом.), +7 926 566 1945 (моб.) - Анна Строганова, +7 095 266 0132 (автоответчик), +7 903 185 8721 (моб.) - Илья Чистяков.
Все новости раздела