Статьи, Пресс-релизы |
Не всегда православную икону адекватно воспринимают современники. Дело в том, что она выросла из иного культурного контекста. Современные люди привыкли черпать информацию из печатного текста. Смыслы света, движения и пространства им не очень понятны.
Те, кто научился понимать по-настоящему весь смысл, скрытый в русской иконе, по-новому начинают воспринимать, казалось бы, давно знакомые им вещи. Сакральный сверхъестественный мир становится им более открытым, чем обычным людям, которые еще не научились внимательно видеть ту информацию, которую несут русские иконы.
В создании мозаичных икон существует своя художественная традиция. Основным материалом здесь выступает смальта, цветное стекло, специальный облицовочный камень. Как правило, чем больше сочетается материалов, тем выразительнее становится такая мозаичная иконопись. Иконе этого типа не требуется реставрация и восстановление на протяжении 50 лет, поскольку она прочная и качественная.
Самым простым информационным слоем православных святых ликов является сюжет. В создании сюжета участвуют изображение, цвет, жесты и пространство, а также расположенные на первом плане надписи. В изображении нет традиционных пропорций, как в классических картинах. Для правильного понимания сюжета святых православных ликов нужно ориентироваться в Священном Писании.
Следующим слоем восприятия идет смысловое содержание изображения. Передача его осуществляется также нетрадиционно. Для понимания смысла изображения необходимо хорошо знать значение цветов, которые сами по себе играют большую роль в русской иконописи. Каждому цвету в православной традиции принадлежит свое значение. Без знания этого языка невозможно понять все то, что хотел донести до нас иконописец.
В третьем слое осмысления православной иконописи большую роль играет личностная причастность к священному сюжету, нравственный выбор зрителя.
Искусствоведы выделяют несколько типов икон в православной традиции. Для одних людей ближе становится один тип, для других – иной.
Самым сложным является четвертый слой осмысления, в котором происходит обращение к самым сложным - сакральным ценностям. Именно на этом уровне происходит общение с невидимым обычному глазу миром Духа. Для постижения этого четвертого слоя требуется большой опыт в молитве и духовном подвиге.
Осмысление православной иконы требует времени, как и духовный подвиг. Осмысление православной иконописи чем-то напоминает движение человека к Богу.
Дата публикации: 29/10/2014