Информационный ресурс центра православных лагерей

Версия для печати

В Москве прошел семинар по военно-патриотическому воспитанию в воскресных школах

13.02.2014
Источник информации: Информационный ресурс центра православных лагерей
Адрес новости: http://camp-center.ru/archives/1790



7 февраля 2014 года в Москве состоялся практический семинар «Военно-патриотическое направление в воскресных школах: особенности работы с подростками», организованный Отделом религиозного образования и катехизации г.Москвы и Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г.Москвы. Участие в семинаре приняли преподаватели и директора московских воскресных школ, а также руководители детских и молодежных военно-патриотических клубов.

Открыл семинар председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ иерей Андрей Алексеев. В своем вступительном слове он подчеркнул важность воспитания в детях с самых ранних лет любви к земному Отечеству как основы любви к Отечеству Небесному, и призвал руководителей воскресных школ к более активному обмену опытом, чтобы программы и методики воскресных школ отвечали проблемам и интересам участвующих детей и подростков.

Опытом клубной работы и военно-патриотических лагерей поделился руководитель детского военно-патриотического клуба «Варяг» при храме Святителя Николая Мирликийского в Подкопаях диакон Владимир Никитенко. Для наглядности отец Владимир показал небольшой фильм о жизни детей в летнем лагере близ Оптиной пустыни, который сопроводил комментариями и ответами на вопросы по устройству быта и программы лагеря. Примечательно, что в программу ежегодного трехнедельного лагеря всегда включаются послушания – мальчики помогают братии Оптиной пустыни, а девочки отправляются помочь в Казанской Амвросиевской женской обители в Шамордино. Настоятель храма Свт. Николая в Подкопаях игумен Савва (Молчанов) в фильме озвучил основную идею и миссию проекта: военно-патриотическое воспитание и психофизическая подготовка подростков к служению в армии не является самоцелью ежегодных лагерей, ибо цель гораздо важнее и выше – воцерковление подрастающего человека, а через это – приближение его ко Христу, в свете встречи с Которым юный человек уже сам сознательно и ответственно выбирает свой дальнейший жизненный путь.

С анализом проблем современных подростков на основе опыта спортивной организации выступил Андрей Байдалов, руководитель Центра русского рукопашного боя им. А.В. Суворова. Андрей Леонидович обратил внимание коллег на такие факторы, как чрезмерная информационная перегруженность детей наряду с падением уровня их интеллектуального и общекультурного развития, отсутствие навыка и интереса к чтению книг, неумение общаться со сверстниками и с родителями, быстрое выгорание в процессе любой деятельности. С учетом этих сложностей работа Центра Суворова и организуемых при нем летних лагерей «Академия безопасности» нацелена на разностороннее развитие ребенка – важное внимание уделяется не только военно-патриотическому воспитанию, но и творческому развитию в соответствии с талантом каждого ребенка, а также духовному возрастанию. Для решения проблемы воспитания патриотизма Андрей Леонидович считает особенно важным привлекать квалифицированных преподавателей-мужчин, которые могли бы много времени проводить с ребятами и служить для них положительным примером, как в ходе занятий, так и в неформальном общении, для чего руководителям воскресных школ и клубов следует искать возможности достойной оплаты преподавательского труда.

Продолжил тему председатель некоммерческой организации «Молодежная дружина», руководитель клубов ВДВ «Гвардеец», «Ратник» и «Полководец» Алексей Басов, который проводит около пятнадцати лагерей и походов в год для более тысячи детей и подростков. Обозначив такие проблемы, как недостаток мужского воспитания современных мальчишек, растущих зачастую в неполноценных и неблагополучных семьях, и массовый уход из воскресных школ детей переходного возраста, Алексей Павлович предложил в качестве главных задач воспитывать в ребятах ответственность, а также находить такие формы работы, которые дадут подросткам возможность проверить свои школьные знания на практике и найти ответы на те сложные вопросы, которые ставит перед ними переходный возраст. Для этого, как считает Алексей Павлович, воскресная школа или молодежный клуб должны давать подростку выбор направления для самореализации в соответствии с его интересами, где подростки уже сами смогут помогать друг другу в развитии – военно-патриотическое, скаутское, спортивное, творческое, трудовое, духовное, языковое и т.д., что будет формировать близкую по духу, но разнообразную по направлениям общину детей и примыкающих родителей, в которой, благодаря гибкому формату, каждый ребенок найдет себе занятие по душе.

Успешным опытом работы по военно-патриотическому воспитанию в общеобразовательной школе поделился Сергей Чукедов, учитель истории и руководитель школьного музея средней общеобразовательной школы №1688. Сергей Викторович рассказал, что в клубе «Наследники Александра Невского», организованном при школе №1688, и клубе гражданско-патриотического воспитания «Рубеж» основной упор сделан на приобщение детей к культурно-историческому наследию отечества. Так, ребята самостоятельно участвуют в раскопках на полях сражений Великой Отечественной войны, знакомятся с местами воинской славы России и оказывают активную помощь работе школьного музея.

Выступили также представители учреждений дополнительного образования и досуга. Президент РОО «Патриот» Степан Зотов рассказал о проекте«Наша армия», в рамках которого проводятся бесплатные клубные занятия по военно-патриотическому воспитанию при Департаменте социальной защиты Северо-Восточного округа Москвы. Работа клуба ориентирована в первую очередь на социализацию трудных подростков и подготовку «завтрашних солдатов». Степан Андреевич подчеркнул, что проект открыт для сотрудничества с любыми образовательными и досуговыми учреждениями, совместной организации военно-патриотических сборов, спортивных игр, тренингов по искусству общения и других мероприятий для детей и подростков.

И все-таки, к каким бы эффективным методикам ни прибегали педагоги, основополагающую роль в воспитании, в том числе патриотическом, играет семья, что подчеркнула в своем   выступлении Евгения Петрук, педагог Детского Дворца творчества «Матвеевское» и координатор родительской общественности. Евгения Вячеславовна отметила, что актуальность темы военно-патриотического воспитания заключается в очевидном противоречии. С одной стороны, в законе об образовании первыми строками гордо звучат слова о духовно-нравственном и патриотическом воспитании, а уже после – об образовании; но с другой стороны, с декабря департамент образования полностью убрал из образования программы военно-патриотического воспитания, которые теперь трансформировались в исторические, краеведческие, туристические и прочие направления. А поскольку ликвидировано название – места в государственном образовании развитию военно-патриотического направления не предвидится. Одной из важных причин такого сокращения Евгения Вячеславовна считает ослабление родительского запроса на патриотическое воспитание. Почему так произошло? Во-первых, зачастую это направление в школах и учреждениях дополнительного образования вели люди не идейные, а мотивированные лишним заработком, потому их работа носила фиктивно-демонстративный характер. Во-вторых, сегодня в образовании в принципе мало принципиальных личностей, обладающих харизмой и способных вести за собой детей и родителей. Но главным фактором воспитания патриотизма и в целом личности ребенка Евгения Вячеславовна, многодетная мама и бабушка, считает «осознанность родительства», которой, по ее словам, крайне не хватает нашему обществу. «Недавно я прочитала в журнале для родителей «Батя» удивительно емкое и точное определение патриотизма: «Патриотизм – это любовь к отцам». Любовь к отцам – и всё! Именно эту любовь к отцам нужно в обществе возрождать и поддерживать». Евгения Вячеславовна считает важным на всех уровнях призывать отцов больше включаться в жизнь детей, а педагогов – не просто самим работать с детьми, а прежде всего активизировать их отцов и родителей вообще. «Отцы должны стать патриархами в своих семьях, а роль отца – главенствующей в семье и обществе». В завершение педагог поделилась опытом организации конкретных военно-патриотических мероприятий «Кутайсовские маневры» и «Дороховские маневры» на базе военно-патриотического клуба «Суворовец», который более 15 лет работает при дворце творчества «Матвеевское». Однако любопытно, что супруг Евгении Вячеславовны, который руководит военно-патриотическим направлением, среди массы накопленных за годы форм работы и методик самым главным и действенным воспитательным форматом назвал чаепития по пятницам, в рамках которых дети и подростки могли неформально общаться с теми самыми «отцами», на которых им хотелось равняться.

Итоги встречи подвел иерей Иоанн Федоринов, член Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г.Москвы, руководитель Отдела детского и молодежного туризма Паломнического центра Московского Патриархата.Отец Иоанн отметил, что при организации военно-патриотического направления работы в воскресной школе важно учитывать не только непосредственно воспитательный процесс, но и административную и организационную составляющую работы: ведь нередко получается так, что на приходе или в воскресной школе есть энтузиасты, готовые заниматься с детьми, но недостает обладающих необходимой компетентностью специалистов, которые могли бы помочь в профессиональной организации этой деятельности. В таких случаях отец Иоанн предложил обращаться за информационной, методической и организационной поддержкой в соответствующие комиссии и синодальные учреждения Церкви. В частности, представители воскресных школ могут обращаться по вопросам организации детских лагерей в Отдел детского и молодежного туризма Паломнического центра Московского Патриархата и на сайт центра православных лагерей camp-center.ru, одной из задач которого является поддержка и систематизация работы по духовному воспитанию детей и молодежи через формат православных лагерей, в том числе и военно-патриотических.

В завершение отец Иоанн поблагодарил всех участников встречи за работу, которую они ведут в своих приходах и организациях, и выразил надежду на то, что состоявшийся обмен опытом поможет руководителям и педагогам воскресных школ и светских образовательных и досуговых учреждений в дальнейшей работе, содействуя духовному возрастанию наших детей, ради которого все они трудятся.

По информации Кэмп-центра и Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г.Москвы


Все новости раздела




Другие новости раздела:

Спустя двадцать лет религиозной свободы в сфере организации детского и молодежного отдыха наконец появилась возможность перейти от частных приходских проектов к программам общецерковного масштаба. Официальный туроператор Русской Православной Церкви... ...
15 февраля, в праздник Сретения Господня, который считается также международным Днем православной молодежи, в Российском православном университете была отслужена праздничная литургия в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова п... ...
30 января 2014 в Московском доме общественных организаций прошла первая Московская конференция «ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО» в рамках программы  «Развитие ребенка в мегаполисе: проблемы и пути решения Москвы». В ходе конференции руководители общественных орга... ...
28 января 2014 года в рамках XXII Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» состоялся семинар для сотрудников епархиальных паломнических служб, на котором была презентована программа развития... ...