Информационный ресурс центра православных лагерей |
30 января 2014 в Московском доме общественных организаций прошла первая Московская конференция «ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО» в рамках программы «Развитие ребенка в мегаполисе: проблемы и пути решения Москвы». В ходе конференции руководители общественных организаций, занимающихся развитием ребенка в Москве, констатировали, что усилия специалистов в этой области пока разрозненны, и для реальной помощи родителям в воспитании детей в мегаполисе необходима консолидация всех заинтересованных сил московского общества, бизнеса и власти. Было решено создать специальный тематический портал «Развитие ребенка» и постоянные площадки для обмена опытом, такие как конференции и методические семинары в округах Москвы.
В начале конференции был показан небольшой фильм о современной системе образования, которая «готовит детей к будущему, но старыми методами», разработанными для другой эпохи. Фильм поднял такую проблему, как информационные и психические перегрузки современных детей, которых для усвоения «программы» все чаще «подкармливают» антидепрессантами, препаратами для концентрации внимания, памяти и т.д., что в свою очередь разрушает здоровье, вместо того чтобы активизировать и развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.
В качестве вариантов решения новых проблем были предложены как оздоровительные практики для детей и всей семьи, так и новые образовательные технологии – например, тьюторство. Как сообщила президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики МГПУ, доктор педагогических наук Татьяна Ковалева, тьюторство давно используется как дополнительный ресурс образования в мире и в некоторых наших вузах, например, в МФТИ. Более того, что тьюторская ассоциация, действующая в России уже 25 лет, добилась включения специальности «тьютор» в реестр профессий. Татьяна Михайловна отметила, что недостаток экспертов и рассогласованность постоянно меняющейся образовательной среды многих родителей в Москве склоняет к уходу в семейное образование, в котором без помощи тьюторов обойтись сложно. Тенденция к возрастанию субъектности учебного процесса в тьюторской практике находит отражение в специальной методике «личностно-ресурсных карт», которые составляются для каждого ребенка индивидуально с учетом его способностей, талантов и стоящих перед ним учебных и иных задач.
О конкретных задачах тьютора рассказала федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, эксперт центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», руководитель образовательного проекта для родителей и педагогов «Международная тьюторская школа» Мария Чередилина. Формы работы тьюторской школы – зарубежные образовательные поездки, консультации, тренинги и очное обучение в мини-центре – как правило, для детей, страдающих от перегрузок в школе или нуждающихся в сопровождении эксперта ввиду домашнего обучения. Мария Юрьевна отметила, что одна из ключевых мотиваций участвующих в проекте родителей – желание реализоваться как педагог для собственного ребенка, однако мотивация на собственный личностный рост часто мешает процессу, как и свойственное многим родителям категориальное мышление. Поэтому тьюторская школа старается не решать за родителей и детей их проблемы в обучении, а налаживать их конструктивное взаимодействие с педагогами для совместного находжения оптимальных путей. В заключение Мария Юрьевна отметила, что профессиональных экспертов не хватает, а именно их экспертная работа с волонтерами в формате клубной деятельности имеет потенциал для решения проблем школьного образования.
О важности активизации детско-родительской общественности в процессе обучения и ее эффективных форматах рассказал эксперт Общественной палаты г.Москвы, руководитель проекта благотворительного фонда «Просвещение» Нодари Хананашвили, сам успешно возглавляющий управляющий совет гимназии 1534 г.Москвы. Нодари Лотариевич представил схему работы управляющих советов, которые могут реально участвовать в образовательном процессе, а также школьных «служб примирения» и взаимодействия с местным сообществом как дополнительного ресурса воспитания (помощь школьников соседям, благоустройство района и т.д.). Единственное, что эксперт призвал помнить, чтобы не возлагать ни на какой формат работы с детьми слишком большие надежды, но и не опускать руки – что у нас, как правило, эффективно не реализуется ни одна стратегия (эффективно=в указанное время, за указанные ресурсы и с указанным результатом).
Об благототворном воздействии занятий художественным творчеством на развитие детей рассказала генеральный директор некоммерческого партнерства содействия развитию культуры и образования «Гражданский долг», организатор Московского фестиваля школьных театров Елена Крылова. Упомянув высказывание эксперта по социальному сиротству Александра Гезалова о том, что детдомовец, который занимается в театре, с большей степенью вероятности сможет создать семью, а также приведя в пример результаты работы программы школьных театров в Венесуэле, которые помогли буквальо спасти многих детей, Елена Игоревна констатировала, что творческое развитие является реальным механизмом профилактики асоциального поведения, ведь сколнность к антисоциальным проявлениям появляется от пустоты и бессмысленности жизни.
О важности мировоззренческой категории в образовательном процессе и об участии Церкви в развитии и воспитании детей в Москве рассказала заместитель руководителя отдела детского и молодежного туризма Паломнического Центра Московского Патриархата, координатор программы детских и молодежных лагерей CAMP Center Анна Вавилова. Анна предложила поразмышлять о том, каков тот человек будущего, которого мы хотели бы видеть. Вспоминив показательную акцию Мосгоррекламы и News Outdoor «Ребенок – чистый лист: кто рядом, тот и заполняет», она предложела вспомнить, кто сегодня заполняет внутреннее пространство ребенка в свете глобализационных процессов и вездесущей рыночной экономики с основным принципом «главное в жизни – удовольствие» в нашем секуляризованном обществе, оторванном от традиционных ценностей целыми поколениями атеистической пропаганды. Когда грех становится нормой, а мерилом нормы – собственное субъективное мнение и желание, искажается сам смысл понятия «развитие ребенка»: что такое развитие и в какую сторону – в сторону удовлетворения неограниченных потребностей? Или развитие в сторону увеличения неограниченных возможностей – в спорте, творчестве, знании ради знания? При таком подходе исчезает категория ответственности и совести, которые вместо того, чтобы быть основанием действий личности, предаются насмешке как «традиционализм» или становятся временными инструментами так называемого «развития» личности для достижения личного успеха и благополучия».
В решении задачи воспитания будущего поколения всегда большую роль играла Церковь, и сегодня она делает многое в этом направлении. Работой с детьми занимаются профильные синодальные отделы Русской Православной Церкви (религиозного образования и катехизации, по делам молодежи, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский отдел, информационный отдел, по взаимоотношениям Церкви и общества), работают программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», поводятся ежегодные Международные Рождественские образовательные чтения, работает Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, который проводит круглогодичные православные лагеря для детей и молодежи, занятия и семинары, действуют социальная служба «Милосердие», волонтерское движение «Даниловцы», благотворительные фонды и программы по работе с детьми-сиротами («Измени одну жизнь», «Миссия детям» и т.д.). Непосредственно образовательную задачу, совмещенную с духовным воспитанием, решают повсеместно включенный в школьную программу курс «Основы религиозной культуры и светской этики», а также православные школы и гимназии, детские и молодежные общественные организации и центры досуга и творчества, приходы и воскресные школы, православные и православно-ориентированные детские лагеря.
Для развития партнерства ключевых групп в решении общей задачи «Развитие ребенка в мегаполисе» Анна Викторовна предложила представителям профессионального сообщества сотрудничать с Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете г.Москвы, содействуя развитию воскресных школ путем привлечения педагогов и психологов, программного, материально-технического и финансового обеспечения, информировать об образовательных и досуговых учреждениях, заинтересованных в участии православных священников и педагогов, а также рассказывать о положительных примерах деятельности воскресных школ. Анна также обозначила возможности партнерства в полезных проектах детских лагерей при Отделе детского и молодежного туризма Паломнического Центра Московского Патриархата – в частности, необходимо развитие благотворительных программ для государственной или спонсорской поддержки участия в православных лагерях детей из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, а также детей-сирот и инвалидов, участие в организации новых и развитии существующих православных и православно-ориентированных детских и молодежных лагерей в России и за рубежом. Педагоги и эксперты могут также участвовать обучении и подготовке вожатых и воспитателей, оказывать содействие в их трудоустройстве или занятости в качестве волонтеров. Неоценима будет и любая ресурсная поддержка (бесплатные юридические консультации для организаторов, консультации психологов, материально-техническая, финансовая и методическая поддержка), а также информационная поддержка через рассказ о лучших педагогических практиках, реализуемых в лоне нашей Церкви.
«Накормить, обуть, одеть, вылечить ребенка важно, важно дать ему знания для самостоятельного существования в этом мире и раскрыть его таланты. Но все-таки главное призвание педагога – научить ребенка жить в соответствии с «нравственным законом внутри нас», который когда-то так удивлял немецкого философа Иммануила Канта и о котором все века говорила Церковь, и не дать тлетворному влиянию все усложняющегося мира заглушить голос этого закона. Только тогда мы можем вести речь о воспитании сознательной и ответственной личности. Поэтому Церковь сегодня делает все возможное и приглашает всех неравнодушных к совместной работе».
С того, что в современном образовании пропал заказ на личность, начала свое выступление и Петрук Евгения Вячеславовна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ «Матвеевское», координатор родительской общественности, мама 4 детей и бабушка 5 внуков. Евгения Вячеславовна обозначила такие проблемы современных родителей, как катастрофическая нехватка времени, которую многие пытаются решить за счет денег, нанимая нянек, что не воспитывает в детях ничего, кроме потребительского отношения к жизни, а также тенденция к отстраненности детей от родителей ввиду вторжения в семейную жизнь социальных сетей. При этом основной постулат Евгении Вячеславовны – родительство должно быть осознанным, и оно тоже имеет свой возраст и развитие. «Нужно создавать специалиста в себе», – подчеркнула Евгения Вячеславовна, отметив с оптимизмом, что, несмотря на усложняющиеся внешние условия, «шизокрылые педагоги» все-таки есть, поэтому есть надежда, что объединение их усилий создаст в Москве реальную площадку, которая поможет сориентировать родителей, а также координировать их усилия для влияния на образовательную систему через ассоциацию управляющих советов при школах.
В презентации проекта общего ресурса по развитию ребенка в Москве координатор проекта Людмила Тихомирова, почетный работник общего образования РФ, директор НП «Содружество детских и молодежных театральных коллективов «Первоцветы» рассказала, что на информационном портале «Развитие ребенка» планируется размещение базы инновационных методик для широкой общественной и научной экспертизы. Таким образом, как резюмировала Людмила Михайловна, специалисты по развитию ребенка получат возможность донести свои методики и услуги до целевой аудитории, родители смогут оперативно найти нужную им информацию по территориальному и тематическому принципам, и в конечном итоге будет сформировано действительно полезное и деятельное сообщество, состоящее из заинтересованных в развитии ребенка родителей, специалистов и экспертов.
Организаторами конференции «Человек будущего» выступили некоммерческое партнерство «Содружество детских и молодежных театральных коллективов «Первоцветы» (Зеленоградский округ г. Москвы), ГБУ города Москвы МДОО, филиал ГБУ г. Москвы «Дом общественных организаций» (Центр по связям с общественными объединениями) в ЗелАО и территориальное отделение ГБУ города Москвы «Дом детских общественных организаций» в ЗелАО при поддержке Общественного Совета Зеленоградского АО города Москвы, Префектуры Зеленоградского АО города Москвы и Комитета общественных связей города Москвы. Для осуществления конкретных действий в этом направлении деятельности из наиболее активных участников проекта организуется Координационный совет, в состав которого планируется включить Депутата Мосгордумы, в программе которого будет поддержана тема «Развитие ребенка в мегаполисе».
15 февраля, в праздник Сретения Господня, который считается также международным Днем православной молодежи, в Российском православном университете была отслужена праздничная литургия в домовом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова п... ... |
7 февраля 2014 года в Москве состоялся практический семинар «Военно-патриотическое направление в воскресных школах: особенности работы с подростками», организованный Отделом религиозного образования и катехизации г.Москвы и Комиссией по церковному ... ... |